Фунциональная грамотность

МОУ "Горевская средняя  школа"

 

Фунциональная грамотность

 

 

 ФУНКЦИАНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - это способность человека использовать приобретаемые в течении жизни знания для решения широкого спектра жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. Ее можно определить как "повседневную мудрость" способность решать задачи за пределами школьной парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

 

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность

 Способность человека понимать  и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, учавствовать в социальной жизни.

 2. Естественно-научная грамотность

Способность человека занимать актьивную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями. 

 3. Математическая грамотность

Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. 

 4. Финансовая грамотность

Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

 5. Креативное мышление

Способность продуктивно учавствовать в проццессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и /или эффектного выражения воображения

 6. Глобальные компетенции

Сочетания знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем 

 Нормативные документы

 Федеральный уровень:

1. Постановление правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1642 "Об указании государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (2018-2025 годы) (с изменениями на 24.12.2021) (редакция, действующая с 6 января 2022 года)

2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018  №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 06.05.2019  №219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО"

4. Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 № 03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"

5. Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 №03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"

6. Письмо Министерства просвещения РФ от 28.09.2023 №03-1553 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся"

7. Письмо Министерства просвещения РФ от 17.10.2023 №03-1665 "О проведении комплекса мероприятий функциональной грамотности"

8. Письмо Министерства просвещения РФ от 26.10.2023 №03-1706 "О направлении дополнительной информации по мероприятиям функциональной грамотности"

Региональный уровень:

1. Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 30.06.2023 №316-01-63-1063/20 "Об утверждении Положения о религиозной системе оценки качества образования Нижегородской области"

2. Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области  

Муниципальный уровень:

Школьный уровень:

1. Приказ МОУ "Горевская средняя школа" от 29.09.2023 №286/1 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся МОУ "Горевская средняя школа" на 2023-2024 учебный год

2. Приказ МОУ "Горевская средняя школа" от 23.10.2023 №299/1 "О проведении комплекса мероприятий функциональной грамотности"ъ

3. Приказ МОУ "Горевская средняя школа" от 26.10.2023 №304/1 О внесении изменений в приказ МОУ "Горевская средняя школа" от 23.10.2023 №299/1 "О проведении комплекса мероприятий функциональной грамотности"

Полезные ссылки и материалы для формирования функциональной грамотности

*PISA - примеры заданий разных лет

сайт ФГБНУ "Институт стратегии развития образования Российской академии образования"

*Презентация "Формирование функциональной грамотности - одна из основных задач ФГОС"

*Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся  5 и 7 классов

*Банк заданий для 5-9 классов

сайт ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" (ФИПИ):

*Банк заданий по формированию естественно-научной грамотности в 7-9 классах

сайт "Российская жлектронная школа" (РЭШ):

*Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

сайт ГК "Просвещение"

*Банк заданий по функциональной грамотности для учащихся учащихся 1-9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA

сайт ФГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования":

*Формирование функциональной грамотности младших школьников

Родителям о функциональной грамотности

Для ребенка очень важно быть успешным в учебе. А для этого он должен уметь работать с информацией: находить ее, проверять факты, анализировать, обобщать.

С сентыбря 2022 года вступили в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые ставят перед участниками образовательных отношений задачу обеспечения формирования функциональной грамотности обучающихся.

Что же такое функциональная грамотность?

Это способность  решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных иуниверсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему образованию (п. 34.2 приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", п. 35.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 "Об утверждении федеральногогосударственного стандарта основного общего образования").

Иными словами функциональная грамотность показывает, как человек может использовать полученные в школе знания в реальной жихзни, сможет ли он  найти оптимальные способы решения проблемных ситуаций.

Задача формирования у детей функциональной грамотности вызвала изменения требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся на экзаменах (ОГЭ, ЕГЭ). Конечно же, сами задания не поменялись, но изменилась формулировка вопросов, они стали нестандартными, жизненными.

С этой целью различные электронные порталы формируют и предлагают банки заданий для оценки функциональной грамотности для всех желающих (учителей, родителей, обучающихся), решив некоторые можно определить, насколько у человека сформировано умение использовать имеющийся запас знаний.

Вы можете бесплатно воспользоваться предлагаемыми заданиями на портале Российской электронной школы (РЭШ). А также на сайте Института стратегии развития образования Российской академии образования по 6 направлениям для обучающихся основной школы (5-9 классы). 

Если ребенок выработает способность усваивать новую информацию и умение обмениваться информацией с другими, в течении свей его жизни перед ним будут открываться многообразные экономические и социальные возможности. Сделайте своих детей успешными!

План мероприятий ("дорожная карта"), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающиихся МОУ "Горевская средняя школа" на 2021-2022 учебный год  

Дата последнего обновления страницы 18.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения